Реабилитация лежачих больных

Избранное (0)

Уход за лежачими больными

Вероятные осложнения у лежачих больных

Постоянное обездвиженное состояние неизбежно влечет за собой нарушения нормального функционирования организма, в том числе никоим образом не связанные с основным заболеванием. Если проигнорировать этот момент, возникает риск столкнуться с целым букетом осложнений. Противника нужно знать в лицо – это поможет вам подготовиться к возможным трудностям и в большинстве случаев предотвратить их:
• Пищеварительная система. Отсутствие движения неизбежно сказывается на работе органов пищеварения, в первую очередь кишечника, поэтому запоры являются частыми спутниками лежачих больных. Чтобы нормализовать стул, необходимо тщательно следить за питанием человека. В рационе должно быть достаточное количество клетчатки, больной должен выпивать не менее одного литра жидкости в сутки.
• Дыхательная система. Обездвиженное состояние всегда влечет за собой нарушение нормального дыхания и, рано или поздно, развитию так называемой застойной пневмонии, носящей в медицине название гипостатической.
 • Кровообращение. Длительное сдавливание тканей у лежачих больных приводит к нарушению кровообращения и как следствие – к образованию пролежней. Пролежни способны стать очень серьезной проблемой, поэтому их нужно стараться избегать любыми способами. И это далеко не все проблемы, с которыми могут сталкиваться лежачие больные. Нередко у них наблюдается острое нарушение мозгового кровообращения. Это приводит к таким осложнениям как афазия – проблемы с речью, парезы – ослабленные из-за отсутствия движения мышцы, в особо тяжелых случаях может развиться полный паралич. В таких случаях о самостоятельном уходе за лежачим больным и говорить не приходится. Для того чтобы справиться со всеми этими проблемами, необходим профессиональный уход и регулярный медицинский контроль.

Необходимые принадлежности для ухода
Конечно же, если вы осуществляете самостоятельный уход за больным человеком в домашних условиях, вам понадобятся многие вещи. Ниже приведен список того, что необходимо приобрести в идеале. Но разумеется, этот список может быть скорректирован в зависимости от состояния больного человека и материальных возможностей семьи.

· Функциональная кровать

Такие кровати бывают двух и трехсекционными. У нее опускаются головные и/или ножные концы, что позволяет придать больному человеку максимально удобное положение и значительно облегчают уход за ним. Кроме того, в такой кровати регулируется высота, что также крайне удобно. А имеющиеся бортики не позволят человеку скатиться с нее.

· Матрац противопролежневый.

Этот матрац распределяет нагрузку на тело и позволяет свести риск развития пролежней к минимуму. Кроме того, он самым благотворным образом влияет на состояние позвоночника, который также крайне страдает в подобной ситуации.

· Бактерицидная лампа.

Одного проветривания помещения, в котором находится лежачий больной, недостаточно. Бактерицидная лампа позволит без труда проводить дезинфекцию воздуха.

· Кресло-туалет

Незаменимая вещь в тех случаях, если человек может самостоятельно сидеть. В противном же случае вам понадобится судно.

· Ванночка для мытья головы.

Данная вещь также способна значительно облегчить жизнь. Она позволяет помыть голову больному человеку прямо в постели, не намочив при этом остальные части тела.

Основные правила ухода

Сам уход за лежачим больным также весьма специфичен и имеет ряд особенностей:

· Спальное место.

Противопролежневый матрас является идеальным вариантом. Но если его нет, проследите за тем, чтобы спальное место лежачего больного соответствовало нескольким простым, но очень важным правилам. Во-первых, кровать не должна быть излишне мягкой, матрас должен иметь идеально ровную поверхность.

Следите и за постельным бельем – оно должно быть только из натуральных тканей. От клеенки лучше отказаться, она провоцирует раздражение кожи и развитие пролежней и язв. Клеенку лучше заменить одноразовыми пеленками.  То же самое касается и одежды больного. Она должна быть мягкой, из натуральных материалов, без грубых швов, застежек и завязок. В идеале они вообще должны быть спереди.

· Прикроватная тумбочка.

Казалось бы, совершенно незначительный нюанс, о котором зачастую забывают. Но если вы не находитесь рядом с больным человеком ежеминутно, тумбочка – это единственное, что в зоне его досягаемости. Там можно поставить воду, положить лекарства, которые человек должен выпить в ваше отсутствие. Важно! Не храните на прикроватной тумбочке сразу все лекарства – зачастую пожилые люди имеют проблемы с памятью и высок риск повторного приема препаратов.

· Гигиена больного.

Ни в коем случае нельзя пренебрегать гигиеной лежачего больного. Туалет половых органов должен проводиться по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки. Обтирание всего тела влажной губкой – не менее трех раз в неделю, мытье головы – не меньше одного раза.

Помните о том, что чистота в помещении, где находится больной человек, также крайне важна. Влажная уборка должна проводиться не реже двух раз в неделю, проветривание – каждый день, независимо от температуры на улице. Но не забудьте при необходимости тепло укрыть больного человека.

· Контроль состояния.

Ни в коем случае не оставляйте лежачего больного одного надолго. Если вы уходите, проверьте, чтобы у него была возможность позвать на помощь. Если состояние больного тяжелое, обратите внимание еще и на такой аспект, как освещение в комнате – в ней не должно быть полностью темно даже ночью.

Психологический аспект

Уход за больным человеком и выполнение медицинским манипуляций крайне важны, но все же являются не единственным условием. Психологическая составляющая важна не меньше! Больному человеку очень нужна комфортная эмоциональная среда. В противном случае у него появляются различные негативные мысли – он может считать себя обузой для родных, может злиться и даже желать себе смерти.

Главное правило – уважительное общение с больным. И ни в коем случае нельзя перебарщивать с сочувствием – излишняя жалость не приносит никакой пользы, а вот вред от нее колоссальный. Родственники очень часто переходят эту грань, именно поэтому наиболее эффективным уход бывает в том случае, если его осуществляют специалисты.

Да и самим родственникам приходится совсем несладко. Практически никто не может сохранять спокойствие, изо дня в день, на протяжении длительного времени, наблюдая за тем, как страдает их близкий любимый человек. Профессиональные же сиделки сохраняют спокойствие, излучают уверенность и передают этот позитивный настрой своим пациентам.

Именно такие сиделки и работают в нашем пансионате. Ваш близкий человек будет находиться в максимально комфортной палате, оборудованной всем необходимым для ухода за ним. Все наши специалисты – настоящие профессионалы своего дела, корректны, вежливы и обходительны, обладают всеми необходимыми навыками и идеальной нервной системой.

Кроме того, в этом случае человек будет находиться под постоянным медицинским контролем, все изменения в его самочувствии не останутся без внимания и при необходимости будет скорректировано его лечение.